Если говорить о классическом игровом волшебстве, не стремящемся ошарашить геймера революционными идеями, следует вспомнить ролевые проекты по лицензии Dungeons & Dragons. В таких играх, как Baldur’s Gate или Icewind Dale маги, друиды и священники оперировали даже не десятками, а сотнями самых разных заклинаний, начиная от создания иллюзий и заканчивая вызовом костяного дракона.
Истинная феерия начиналась после применения магии высших уровней: колдуны разверзали землю под ногами недругов и призывали задиристых демонов из самых темных глубин ада.
Последующие за ролевыми играми на движке Infinity проекты по части чародейства многое переняли у своих предков. Практически все волшебные приемы колдунов из вселенной Dragon Age мы могли видеть у стен Невервинтера или на просторах Ледяной долины. На стадии активной раскрутки готовящейся к выходу Dragon Age: Origins команда BioWare обещала игровому сообществу удивительные комбинации заклинаний. По задумке разработчиков, маги были способны, к примеру, заморозить врага до состояния статуи, а потом разбить эту статую на кусочки «ударным» волшебством. Или наколдовать под ноги неприятелю склизкий волшебный жир, а затем поджечь его огненным шаром. Свои обещания BioWare выполнила, но многие игроки комбинированной магии просто не заметили.
Значительная часть видеоигр с волшебством оперирует стандартным набором умений. Чародеи язвят врагов стихийной магией, будь то огонь или воздух, призывают всевозможных помощников и в лучшем случае балуются некромантией и зачаровывают предметы. На нанесении стихийного урона завязана магия большинства японских RPG (Final Fantasy, Shadow Hearts и множества других). Определив уязвимость очередного демона к огню или электричеству, можно значительно ускорить победу.
С призывом дела обстоят веселее, благо здесь руки у дизайнеров развязаны, и при желании можно позволить игроку призвать на поле боя хоть Бармаглота, хоть призрак Феликса Дзержинского. Многие старые игроки помнят, сколько восторга вызывало появление вашего личного Жнеца (натуральная Смерть с косой) в культовой Sacrifice.
В краткий период расцвета русскоязычного геймдева на свет появилась отличная «Магия крови» (декабрь 2005). Главный герой-маг обучался двенадцати колдовским дисциплинам, которые содержали чуть ли не все заклятия, придуманные за историю игрового дизайна. Именно в «Магии крови» было прекрасно реализовано комбинирование волшебных атак: при должной сноровке несчастных гоблинов можно было поджечь, оглушить и отравить одним движением. А изучение той или иной ветки магии изменяло внешность персонажа, давая дополнительный повод для восторга пользователю.
По информации http://allgaminglife.com/, многие игровые маги не прочь время от времени в кого-нибудь да превратиться. Особенно это касается героев слэшеров, которые в разгар битвы способны обернутся очередным рогато-когтистым воплощением ярости. Но и здесь нашлось место интересным идеям. Так, безымянный авантюрист из мира Gothic практикует трансформацию в жука или шершня. В таком нереспектабельном виде можно прошмыгнуть под носом у плотоядного монстра и пролезть в самые мелкие щели — хватило бы нужных свитков. А рыцарь из Divinity 2: The Dragon Knight Saga принимает облик крылатого дракона. В такие моменты игра демонстрирует совершенно другую механику и приобретает новый темп.
В играх с перспективой от первого лица механика волшебства ощущается на особенном уровне. Отождествить себя с колдуном несложно даже обладателю циничного мировоззрения и скудной фантазии (если такой субъект удосужится когда-нибудь взяться за геймпад). Dark Messiah of Might and Magic дала игроку возможность вдоволь поиздеваться над прислужниками зла, используя самые разные чары. Учитывая грамотный дизайн уровней и хорошую внутриигровую физику, при отыгрыше за волшебника открывался немалый тактический простор. Если заморозить магией холода канатный мостик над пропастью, патрульный орк обязательно сорвется с него, печально размахивая лапами. Тяжелое бревно под ногами взмывает в воздух и таранит рыцаря в черной броне — извольте оценить телекинез! Стоявший в толпе товарищей гоблин внезапно звереет и набрасывается на них — бедолаге промыл мозги затаившийся на карнизе волшебник.
Прошлогодний экшен Lichdom: Battlemage у влек многих именно длительным экспериментированием с магическим арсеналом; зрелищное колдовство от первого лица здесь обеспечил движок CryEngine.
Такая заслуженная классика, как серия Warcraft, в свое время тоже блеснула оригинальностью при реализации волшебства. Имперские маги, выходя на поле боя, без лишних церемоний превращают свирепых орков в милых овец. Темные эльфы, дети ночи, для повышения своих боевых качеств могут устроить «закат солнца вручную», вызвав своими чарами наступление ночного времени суток. А неожиданная телепортация отряда обозленных меченосцев прямо в центр вражеского лагеря может решить исход битвы.
Применяют магию цифровые колдуны по примерно одинаковой схеме: увидев цель, обладатель посоха и бороды (это в последнее время необязательно) «вешает» на выделенный объект заклинание из заранее подготовленных, тратя при этом ману или иную энергию.
Балагур и остряк Эдди в исполнении Джека Блека из Brutal Legend для победы над демонами использовал магическую гитару Клементину. Чтобы правильно сыграть на ней чародейскую мелодию, нужно одолеть мини-игру в духе Guitar Hero, вовремя зажимая нужные клавиши-аккорды.
Магия в том или ином виде встречается в в играх не реже, чем научная фантастика. Даже герои шутеров, такие как несгибаемый Бласковиц из Wolfenstein, не прочь удивить недругов волшебством. В игре 2009 года личный враг Гитлера «отжал» у фашистов амулет, замедляющий время и позволяющий гулять по миру теней.
Мало какой файтинг обходится без боевой магии. Что уж говорить о ролевых играх и фэнтезийных стратегиях! В любом клоне Diablo вам предложат облачиться в мантию и ответить монстрам на их претензии магическим террором. Людей в любые времена волновало волшебство, и если тысячи лет назад они слушали рассказы шаманов у костра о чудесных подвигах и приключениях, то сегодня они могут попробовать колдовство в играх.